СУДЬБА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЛЕГИОНЕРА

О Рустаме Керраре Алескерове, он же Рудольф Гиль, и его отце.

Именно так – Рудольфом, по фамилии Гиль, именовался родившийся в Дрездене в 1943 году сын офицера Вермахта Кяррара Алескерова, женившегося в Германии на местной девушке – немке. Потом в Германии у молодой азербайджано-немецкой семьи родилась дочь, много позже, в других странах, где им пришлось скрываться от убийц НКВД, у Керрара родились еще двое детей. А немецкие имена и фамилии были даны Рустаму потому, что в тогдашней Германии был запрет на инородные, не арийские имена.

Ныне Рустам Алескеров Керрар оглы — член союза журналистов Азербайджана, заместитель председателя Национально-культурного общества немцев Азербайджана «Возрождение», старший научный сотрудник Государственного архива АР. Он автор многочисленных публикаций, печатается в Баку и за рубежом. Рассказывая об отце, Рустам бей иногда прерывался, ему мешали выступавшие на глаза слезы, но отдышавшись, продолжал:

— Мой отец – Кяррар Алескеров, был потомком карабахских ханов. Родился он в Шуше, в детстве хорошо изучил русский и немецкий языки. Это ему помогло, когда призвали служить в Красную Армию, в Житомир. 17 сентября 1939 года советские войска перешли границу Польши и принялись разделять ее вместе с Германией. Отец видел толпы пленных польских офицеров. Один офицер побежал к советским солдатам, радостно говоря о том, что он славянин, моля о спасении. Молодой советский офицер, комвзвода, потребовал от моего отца застрелить поляка. Керрар возразил: за что, почему? Офицер грязно выругался, взяв у солдата винтовку, выстрелил поляку в голову.

Потом пошарил в карманах убитого, содрал с поляка орден и нацепил на свой мундир. Отец боялся, что за невыполнение приказа офицера его накажут. Но офицера-убийцу вечером перевели в другую часть. Так отец избежал казни. Скоро началась финская война, куда направили Кяррара Алескерова. Там он убедился в полной бездарности советской армии. Солдаты Туркестана, не видевшие холодной зимы, замерзали, умирая от холода. Отец видел, как советские солдаты растерзали попавшего в плен финского снайпера до смерти. После окончания финской войны К.Алескерова направили в Ленинградское пехотное училище.

Потом началась война СССР с Германией. Отца, уже офицера, перевели на германский фронт. В блиндаж, где прятался от артобстрела Кяррар вместе с другом Сашей Мельниковым, попал снаряд. Саша скончался на руках у Кяррара, а когда он поднял голову, над ним стоял немецкий автоматчик. Пленного Кяррара перевели в немецкий город Тильзит, на берегу Балтийского моря. Было холодно, сентябрь. Голодным и замерзшим пленным приказали рыть землянки и устраиваться. Условия в лагерях были ужасные.

Над рядовым составом больше издевались пленные же офицеры-славяне, выслуживавшиеся перед немцами. К тому времени в лагеря для военнопленных стали приходить лидер азербайджанских эмигрантов, бывший глава АДР Мамед Эмин Расулзаде, турецкий генерал Нури-паша, освобождавший Баку от армянских бандитов в 1918 году, и немецкие офицеры. Визитеры разъясняли пленным правила Гаагской конференции о правах военнопленных, от участия в которых отказался Советский Союз. Азербайджанцы видели, как пленным из европейских государств помогал Красный Крест, они получали посылки. Но азербайджанцам ничего не присылали.

М.Э.Расулзаде говорил, что если азербайджанцы хотят добыть для своей страны независимость, они должны взять в руки оружие. Генерал Нури Паша предложил нам от лица делегации создать, на сугубо добровольной основе, национальный легион и воевать против большевиков. Он сказал: «… Хотите жить по-человечески, возьмите в руки оружие, которое получите и добывайте себе свободу сами …».

Ссылка: https://vk.com/azeri_patriots

Оставьте комментарий